Top.Mail.Ru

    Агрегатор или таксопарк - кто несет ответственность за безопасность перевозок такси?

    Юридическая компания «Вершинина и партнеры» оказывает юридическое сопровождение таксомоторных компаний.
    В перечень услуг входят:

    • договорная работа с агрегаторами и принимаемыми в штат работниками;
    • подготовка жалоб на постановления об административных правонарушениях;
    • ведение базы данных постановлений об административных правонарушениях;
    • ведение претензионно-исковой работы;
    • мониторинг судебной практики по административным и уголовным делам;
    • консультирование по вопросам законодательства;
    • представление интересов в досудебном порядке;
    • представление интересов компании в государственных органах, судах первой и последующих инстанциях.

    Российский рынок такси

    Российский рынок такси представлен тремя основными участниками:

    • агрегаторы – продавцы информационных услуг;
    • таксопарки – владельцы парка автомобилей, работающих в режиме такси. Нанимают водителей, подключают их к агрегатору (пример – Яндекс такси) и фактически оказывают услугу по перевозке пассажиров;
    • водители – непосредственные исполнители заявок (как в составе таксопарков, так и работающие самостоятельно).

    Каждого пассажира, который пользуется услугами такси, интересует вопрос – кто несет ответственность за его безопасность в пути следования.

    Раньше все заявки поступали на пульт диспетчера таксопарка, который направлял машину по заявке клиента. Все машины принадлежали автотранспортному предприятию, а водители состояли в штате. Ответственность за безопасность пассажиров лежала в целом на предприятии, так как и диспетчер, и водитель, и технический персонал входили в состав таксопарка.

    В настоящее время заказ такси иной.

    Кто такой агрегатор такси и каковы его функции

    Агрегаторами называют компании, которые привлекают клиентов через специальные сайты для смартфонов. Они не имеют транспортных средств, не занимаются перевозками, а фактически являются посредниками между пассажирами и водителями такси.

    Их задача – принять заказ на сайте, передать его в таксопарк или частному перевозчику. За каждый выполненный заказ с водителя снимается определенная сумма.

    Агрегатор такси - это не транспортная компания. Это сервис онлайн-заказа такси, которая позволяет найти заказ и найти пассажира с помощью веб-сайта или мобильного приложения. Агрегаторы такси смогли разработать и реализовать новые способы предоставления и потребления услуг такси. Это в значительной мере оказало влияние на активное развитие сферы транспортных услуг. С их появлением рынок такси значительно расширился, так как время ожидания значительно сократилось, а тарифы снизились.

    Агрегаторы могут конкурировать как между собой, так и с классическими службами такси, с общественным транспортом и частными перевозчиками.

    По сути, агрегаторы такси являются продажниками информационных услуг. Оператор принимает информацию о том, что какой-то гражданин, который находится по такому-то адресу, хочет, чтобы к нему подъехало такси. Получив информацию от заказчика, оператор передает ее исполнителю за определенное отчисление.

    Важно! Оператор:

    1. не знает водителя;
    2. не является его работодателем;
    3. не предоставляет ему автомобиль для работы в режиме такси;
    4. не обладает информацией о техническом состоянии автомобиля;
    5. передает водителю информацию о том, что по такому-то адресу находится человек, которому необходимы услуги такси.

    Согласно действующему законодательству, агрегатор несет ответственность исключительно за некачественные информационные услуги, а именно:

    • не доведение до потребителя информации об агрегаторе: его наименовании, местонахождении и т.д.;
    • если потребитель понес убытки из-за включения в договор недопустимых условий;
    • если агрегатор изменил предоставленную ему информацию об услуге, предоставленную исполнителем и содержащуюся в предложении о заключении договора с потребителем.

    Законодательно установлено, что ответственность за пассажиров несет перевозчик.

    Агрегаторы зачастую отказываются нести ответственность за происшествия, мотивируя тем, что оказывают лишь информационные услуги. Однако судебная практика показывает, что есть прецеденты, когда суд признал компанию-агрегатор виновной в причинении вреда пассажиру такси.

    Важно! Если в происшедшем ДТП виновен водитель, компанию-агрегатор можно привлечь к ответственности. Если водитель не имеет прав, а автомобиль не предназначен для перевозки пассажиров, агрегатор вводит в заблуждение пассажиров, гарантируя им безопасную проездку.

    Самостоятельно доказать вину агрегатора сложно. Здесь необходимы специальные знания и помощь профессиональных юристов.

    Юридическая компания «Вершинина и партнеры» имеет опыт участия в административных и уголовных делах по установлению виновника ДТП и возмещению морального и материального ущерба пассажиров.
    Агрегатор или таксопарк - кто несет ответственность за безопасность перевозок такси?
    Как работают таксопарки

    Первое место среди агрегаторов по охвату рынка услуг такси занимает Яндекс Такси. Его доля составляет более 66%. Лицензированные таксопарки, имеющие в своем составе парк автомобилей, заключают договор с Яндекс Такси и их взаимодействие строится следующим образом:

    • таксопарк нанимает в штат водителей или сдает в аренду автомобиль, полностью оборудованный для работы в режиме такси;
    • водитель устанавливает на сматрфон специальное приложение и через него получает заказы от пассажиров;
    • пассажир заказывает автомобиль через приложение на своем телефоне;
    • стоимость поездки распределяется между Яндекс Такси, таксопарком и водителем.

    Если транспортное предприятие имеет автомобили, которые работают в режиме такси и принимают в штат водителей, такое предприятие несет ответственность за:

    • техническое состояние автомобиля;
    • прохождение водителями предрейсового медосмотра;
    • составление графика работы водителей с учетом обязательного отдыха.

    Если виновником ДТП признается водитель таксопарка, то, как правило, он несет уголовную ответственность в случае, если в результате ДТП пострадало здоровье пассажира. Ответственность таксопарка ограничивается солидарной материальной.

    Если водитель таксопарка не виновен в аварии, компенсация пассажиру будет выплачена страховой компанией по договору ОСАГО. Максимальная сумма выплаты – 500 тыс.руб.

    Что изменится в работе такси с 1 сентября 2023 года

    С 1 сентября 2023 года вступают в силу Федеральный закон № 280-ФЗ от 29.12.2022 года.

    Он определяет доступ водителей к работе в режиме такси и устанавливает условия для самозанятых водителей. Своей целью закон ставит обеспечить безопасность пассажиров и вывести из тени рынок услуг такси.

    Нововведения ужесточают требования к водителям такси и к службам заказа. Так, например, для автотранспортных предприятий запрещается допускать к работе водителей, которые соответствуют одному из критериев:

    1. на день перевозки водитель имеет три и более неуплаченных штрафа;
    2. водителя, ранее лишенного прав, лишили прав или арестовали за административное правонарушение повторно в течение года с момента лишения прав или привлечения к административной ответственности;
    3. водитель имеет неснятую или непогашенную судимость по ст. 328.1 УК РФ, либо находится под следствием по указанной статье;
    4. водитель не прошел аттестацию на знание инфраструктуры.

    Важно! Если арендодатель дает водителю автомобиль в аренду, тогда он несет ответственность за его техническое состояние. Кроме того, он обязан обеспечить водителю возможность прохождения предрейсового медосмотра.

    С 1 сентября 2023 года тем, кто подрабатывал в такси, необходимо будет регистрироваться как перевозчикам легковых такси и получать полис ОСАГО. Кроме того, водители такси обязаны будут заключать договор с компанией-агрегатором на предоставление информационных услуг.